Наука - инженер – промышленность

Большое внимание Дальневосточного инженерного форума, состоявшегося недавно в Комсомольске-на-Амуре, было привлечено к подготовке будущих инженеров к реальной работе на производстве.

 Решению этой задачи способствуют студенческие конструкторские бюро, в которых будущие инженеры могут реализовать свой творческий и научный потенциал. Достаточно вспомнить, что именно в студенческих конструкторских бюро вырастали наши известные авиационные конструкторы. Например, Михаил Симонов, один из главных создателей легендарного самолёта Су-27, в своё время начинал свой путь в СКВ Казанского авиационного института.

Наш сегодняшний собеседник Сергей БЕЛЫХ — руководитель студенческого конструкторского бюро при кафедре Технология самолётостроения КнАГТУ. Он принимал активное участие в заседании “круглого стола” недавнего форума, где обсуждался вопрос “Наука и инновационная деятельность , рассмотревший среди прочих и региональные приоритеты развития науки, и стимулирование заказов на научные исследования, и многое другое.

— Сергей Викторович, что нового почерпнули на инженерном форуме именно как руководитель студенческого КБ?

— Многое. И главное — к подготовке будущих инженеров надо относиться со всей серьезностью. Ведь современная промышленность остро нуждается в квалифицированных инженерах. Много говорилось о переходе к двухуровневому образованию, в рамках которого выпускаются бакалавры и магистры. В связи с чем руководители предприятий порой теряются. Им непонятно, кто такой бакалавр. Это уже инженер или еще техник? Какова его роль на предприятии? На конгрессе в связи с этим озвучена обидная статистика: приоритет при приеме на работу складывается следующим образом — инженер, затем магистр, техники, рабочие и только потом уже бакалавр. Получается, что бакалавр, в принципе, промышленностью не востребован.

Одним из предложений было сделать уровневую магистратуру, где бакалавр является базовым. После окончания годовой магистратуры специалист получает квалификацию инженера, а после двухгодовой — начало научного образования.

— Не слишком ли сложно? Не проще ли вернуться к советской системе высшего образования?

— Советская система была жизнеспособной. И промышленность была готова к приёму на работу выпускников вузов. Но сегодня ситуация такова, что вузы вынуждены подстраиваться под требования государства, идущие через профильные министерства. Поэтому очень хорошо, что на форуме у представителей дальневосточных вузов появилась возможность донести свою позицию до представителей правительства в форме каких-то рекомендаций.

— Вы уже сегодня занимаетесь подготовкой специалистов, имеющих производственный опыт. Тесно сотрудничаете с базовым предприятием и новые технологии изучаете не по рекламным проспектам и книгам. И лучше других видите проблемы в этой сфере. Какие они?

— Сегодня всем понятно, что инженера надо готовить не с университета, а гораздо раньше — со школы. Что было озвучено и на конгрессе. В советское время была хорошая развитая и фундаментальная система кружков технического творчества, в которых дети получали практический навык и представление о технике, о некоторых технических принципах и приемах. Большей частью именно ребята из таких кружков поступали в вузы на технические специальности. Со студентами, прошедшими кружки, было намного проще работать в вузах. Сегодня этой системы практически нет. Поэтому у нас в университете появился малый авиационный факультет, который работает при поддержке авиационного завода. Здесь мы занимаемся со школьниками Ленинского округа, есть планы развернуть эту систему на весь город.  Благо университет имеет такую возможность. У нас создан центр робототехники, где работают сертифицированные специалисты. Причем мы работаем не только со студентами, но и со школьниками. Ребята, которые зачастую пришли с улицы по объявлению, сейчас заняты не только созданием роботов, но их программированием, участвуют в соревнованиях! Собираются поступать к нам на электротехнический факультет, факультет компьютерных технологий и другие специальности.

В наших планах создание еще нескольких подобных кружков именно детско-юношеского творчества: авто-, авиа- и судомоделирования. Возможность для этого появилась благодаря тому, что университет победил в двух федеральных программах: “Развитие инновационной инфраструктуры” и “Стратегическое развитие университета”, которые предполагают финансирование из федерального бюджета.

В рамках этих программ закуплено оборудование, на котором можно учить не только студентов, но и школьников. Это особенно важно еще и потому, что у учащихся появилась возможность увидеть результат своего интеллектуального труда. Когда такой возможности нет, человек очень быстро “перегорает” и теряет интерес.

А сейчас у нас есть механообрабатывающее оборудование, два 3D-принтера, сканирующее оборудование, которые позволяют заниматься как инжинирингом, так и реинжинирингом.

Мы собираем команды студентов, с помощью которых планируем проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) для решения конкретных задач. Вовлеченный в такую работу студент намного лучше понимает теоретическую часть изучаемых предметов, получает конкретные навыки, а предприятие в конечном итоге приобретает уже готового специалиста и даже с опытом.

— Насколько мне известно, существует статистика, согласно которой выпускник вуза, придя на производство, до самостоятельной работы “дозревает” еще года три, получая уже в процессе знания и опыт.

— По мнению экспертов, становление инженера после вуза происходит действительно в течение трех-пяти лет. Сейчас стоит задача сократить этот срок и готовить специалиста еще в вузе, а не на производстве.

Правда, тут есть некоторые сложности: когда к нам приходит студент, он представляет из себя белый лист. В научно-исследовательской практике он получает опыт. И как только его квалификация становится достаточной для работы над серьезными темами, уходит на производство. А мы набираем новых студентов. Чтобы как-то минимизировать потери от быстрой смены студенческой части нашего коллектива, мы формируем её из студентов разных курсов: старшекурсники передают свои знания своим младшим коллегам. Молодые начинают подтягиваться к старшим, учатся и в итоге начинают делать что- то самостоятельно.

Подобная работа началась относительно недавно, и поэтому говорить о каких-то больших результатах преждевременно. Главная наша задача — дать производству максимально подготовленного специалиста.

— Получаете ли вы поддержку со стороны базового предприятия?

— Сейчас на предприятиях создаются базовые кафедры. Это вызвано тем, что вузы не имеют возможности угнаться за производством, которое регулярно обновляет своё оборудование. Идея базовых кафедр заключается в том, чтобы дать студентам возможность познакомиться с новым оборудованием непосредственно в процессе производства.

И здесь хотелось бы, чтобы предприятие активнее ставило перед нами конкретные задачи. Тогда студент будет иметь возможность окунаться в реальный производственный цикл. Ведь практически на каждом предприятии есть проблемы, “висящие” годами, но собственными силами не решаемые. Например, создание электронной базы данных типовых деталей или что-нибудь в этом роде. Отвлекать квалифицированного специалиста на решение такой задачи нет смысла, а вот поручить её студенту вполне реально, и это даже более целесообразно, чем поручать такую работу молодому специалисту.

— Вы с такими предложениями на предприятия выходили?

— В настоящее время работа в этом направлении ведется через развитие базовых кафедр на предприятиях. Что радует, так это уже поступающие заказы на конкретные исследования и конструкторские разработки, к которым мы привлекаем не только вузовских преподавателей и аспирантов, но и студентов.

— На завершившемся форуме у вас была возможность пообщаться с заказчиками. Вы связываете с этим форумом новые надежды?

— Подобные форумы однозначно надо проводить. Это прежде всего возможность озвучить проблемы, услышать позицию руководителей. Мы свои позиции обозначили, своё мнение высказали. Теперь рассчитываем на результат. Он необходим для развития региона.

А.АЛЬДИЕВ

 

Комментарии:

Вы должны быть авторизованы для публикации комментариев! Войти

Теги:

Комсомольск-на-АмуреАмурОбществоспортХабаровскХабаровский крайМВДРоссияБизнескультураПроизводствоПолитикаадминистрацияавиацияПравонарушениетранспортПравительствоприродаобразованиеДТПкинофильмДальний ВостокфлотЖКХрепертуарaldiyevСтихияискусствоТуризмАкцияМеждународные отношенияКонкурсфоторепортажбезопасностьследствиеПраздникНаукарасписаниеКомсомольский районанонсНекрологВооруженные силыотдыхрепостисториявидеоконцертВыставкаэкономикаПарламентЗдравоохранениеТрудКонфликтИнновациистроительствоВизитСМИСолнечный районвыборыСССРЗанятостьАрмиясудостроениеАмурский районКриминалИзобретательствокрасотарелигияавтомотокиносоцзащитаХоббиКалейдоскопархивКакаровНаводнение 2013за рубежомнедвижимостьздоровьеСветловмолодежьтехникаинфраструктуралитератураСилаковСмирноваПроисшествиеРомановаКитаеваСедыхШалавинаСтепановаСидороваКарчевскаяВоронинаТимофеева