Выкатили и потрогали. Вспомнить всё!

Десять лет назад, 26 сентября 2007 года, на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре состоялась выкатка первого Sukhoi Superjet 100. К вчерашней дате подготовить не успела, но лучше поздно, чем никому. Предлагаю вспомнить, как всё происходило и посмотреть миллион известных, а главное, неопубликованных ранее фотографий. Кто-то, возможно, даже себя найдёт... 

Оригинал взят у в Выкатили и потрогали. Вспомнить всё!

Толпа журналюг прибыла в Комсомольск сутками ранее 25 сентября, нас высадили из Ил-62 прямо на территории завода.

SSJ100 0001

2 Алексей Синицкий, главный редактор "Авиатранспортного обозрения".

SSJ100 0002

3 Практически сразу с самолёта всех повели на экскурсию по заводу и цехам.

SSJ100 0003

Подход Михаила Погосяна к прессе, журы задают вопросы и записывают, Тёма подслушивает, а директор КнААПО Александр Пекарш изображает подозреваку.

SSJ100 0005

5 Утром 26 сентября все собираются у ангара ГСС.

SSJ100 0008

6 Подтягиваются разные важные гости. Борис Абрамович, например.

Abramovich_003

7 В шатре уже с утра наливают, отпускают...

Simonov_022

8 Честно говоря, не знаю, кто эти люди. Может, дорогие читатели подскажут?

SSJ100 0006

9 Михаил Симонов (1929-2011) — советский и российский авиаконструктор, генеральный конструктор ОКБ Сухого с 1983; работая в ОКБ, принимал участие в создании Су-24, Су-25, но более всего известен как один из главных конструкторов истребителя Су-27 и некоторых его модификаций.

SSJ100 0007

10 Точно не помню функцию этого шатра, но вроде как курилка.

SSJ100 0010

11 Начинается рассадка гостей в ангаре.

SSJ100 0011

12 Левитин, Христенко, Иванов и не помню кто.

SSJ100 0012

13 Мантуров, Костин (ВТБ), Чемезов.

SSJ100 0013

14 Михаил Погосян, дизайнер Пирожков и французский коллега.

SSJ100 0014

15 Также вспомним, что писали о событии СМИ в сентябре 2007 года: В среду в Комсомольске-на-Амуре состоялась "торжественная выкатка" (как официально называлось это мероприятие в пригласительных) первенца из серии среднемагистральных авиалайнеров "Суперджет 100". Как обещают политики и эксперты, этот самолет должен совершить настоящую революцию в отечественной гражданской авиации. После его появления изменится не только ее облик (старенькие Ту-134 и 154 уйдут на пенсию), но и идеология — безопасность, комфорт и удобство пассажиров будут поставлены на первое место.

SSJ100 0020

16 Публичная презентация SSJ-100 проходила в ЦОС (цех окончательной сборки) Гражданских самолётов Сухого, построенном за два года до этого на территории КнААПО (теперь уже КнААЗ). Ведущий - Алексей Пивоваров.

SSJ100 0017

17 Торжественные речи.

SSJ100 0015

SSJ100 0016

Сергей Пашковский, фотограф "Сухого".

SSJ100 0019

SSJ100 0018

SSJ100 0021

SSJ100 0022

"Выкатка" — это возможность потрогать новый проект руками, а еще это шоу, правила которого диктуются рынком. Хочешь продаваться — умей показать товар лицом. Презентация нашего "Суперджет" не уступала западным аналогам.

SSJ100 0026

24 Западная пресса строчит материал, слушая синхронный перевод через наушники.

SSJ100 0025

25 Те, кто собирал первый самолёт, ждут выхода...

SSJ100 0024

26 И вот их вызывают на ковёр...

SSJ100 0027

27 Всем встать, суд идёт сейчас начнётся!

SSJ100 0028

28 Сборочный цех авиационного предприятия превратился в киноконцертную площадку, на огромных экранах транслировались видеоролики участников проекта. Наконец, под гром музыки и световые эффекты появился виновник торжества — первый "Суперджет".

SSJ100 0033

29

SSJ100 0029

SSJ100 0030

SSJ100 0031

SSJ100 0032

Специально для публичной презентации планер SSJ100 был окрашен в цвета российского флага.

SSJ100 0034

34 Любуйтесь, Сергей Борисыч!

SSJ100 0036

SSJ100 0037

Потом стены ангара начали раздвигаться и свет немного ослепил собравшихся.

SSJ100 0035

37 Машину покатили на улицу.

SSJ100 0038

38 Предыдущим днём прошел дождь, оставив прекрасную лужу.

SSJ100 0039

39 Как и я, ТВ-шники и фотики ломанулись вслед за Суперджетом, чтобы успеть обогнать его и заснять с "морды лица".

SSJ100 0041

40

SSJ100 0042

41

SSJ100 0043

SSJ100 0044

Через пару минут вице-премьер Иванов подошел приветствовать авиастроителей и пробиться ближе было невозможно.

SSJ100 0045

44 Всё кликается на побольше.

SSJ100 0047 SSJ100 0048

— В России 16 лет не строили столь сложных и современных самолетов, — проникновенно, с чувством говорил первый вице-премьер Сергей Иванов. — Для нас это даже больше, чем просто суперсамолет. Это основа, на которой будут реализовываться все будущие проекты в российской авиации.

SSJ100 0049

47 "Сухой Суперджет" — один из самых амбициозных проектов российского авиапрома. Еще 5 лет назад о нем говорили как об утопии. Казалось, время ушло — весь мир летает на американских и европейских самолетах, и Россия — не исключение. А фирма "Сухой", известная своими истребителями Су-27 и Су-30, предложила этот проект.

SSJ100 0092

48

SSJ100 0094

49

SSJ100 0093

SSJ100 0100

SSJ100 0095

52

SSJ100 0096

53

SSJ100 0097

54 Самые переживающие люди - в пресс-службах.

SSJ100 0098

55 Николай Новичков с вопросом.

SSJ100 0099

56 Официальная часть завершена, Иванов уходит, а Настя Дагаева догоняет Погосяна, дабы выведать что-то эксклюзивное, пока коллеги не просекли.

SSJ100 0102

57 Тем временем ВТБ и авиакомпания «Дальавиа» подписали соглашение о сотрудничестве. Со стороны банка свою подпись под документом поставил президент — председатель правления ВТБ Андрей Костин, со стороны «Дальавиа» — гендиректор Валерий Чичилимов.

SSJ100 0103

58 Соглашение предусматривает участие группы ВТБ в банковском обслуживании авиакомпании и финансировании текущих и будущих проектов, в том числе с привлечением ресурсов иностранных финансовых институтов.

SSJ100 0104

59 Кравченко и Христенко.

SSJ100 0105

60

SSJ100 0106

SSJ100 0109

Рубен Варданян, Сергей Чемезов, Андрей Костин и не знаю кто.

SSJ100 0107

63 Виктор Субботин (ГСС) и Юрий Ласточкин (Сатурн).

SSJ100 0110

64 И другие официальные лица.

SSJ100 0111

SSJ100 0117

И недовольный Колтович.

SSJ100 0050

67 Валерий Окулов, глава "Аэрофлота".

SSJ100 0123

68 "Всех беру без кастинга в стюардессы!"

SSJ100 0114

69

SSJ100 0113 SSJ100 0115 SSJ100 0116

С Сергеем Кравченко (Боинг-Россия).

SSJ100 0118

73

SSJ100 0065

74

SSJ100 0112

SSJ100 0125

Ирина Даннеберг, глава пресс-службы "Аэрофлота".

SSJ100 0073

77

SSJ100 0120 SSJ100 0119 SSJ100 0122

Люба Калинина (Сатурн).

SSJ100 0126

81 Закономерный вопрос: чей это самолет? В его разработке участвовали иностранные авиастроители. Кажется, что все самое лучшее свезли со всего мира в Комсомольск-на-Амуре, а там собрали модель самолета. Но разработчики уверены: собрали в России — значит, самолет наш, а высокий уровень международной кооперации обеспечит не только качество, но и легкую сертификацию на Западе. Простой пример — двигатель SаM-146 совместного производства французской компании "Снекма" и российского НПО "Сатурн". "Боинг" консультирует проект в области маркетинга и по вопросам сертификации. Итальянцы активно финансируют "Суперджет".

SSJ100 0127

82 Разработка российского регионального самолета началась компанией «Гражданские самолеты Сухого» в 2001 г., стартовый заказчик – «Аэрофлот» – появился два года назад. Сейчас у ГСС 73 твердых контракта на поставку SSJ100. SSJ100 собирается на Комсомольском-на-Амуре авиационно-промышленном объединении (КнААПО). Из 50 цехов под SSJ100 переоборудовано два, в которых трудится 400 специалистов (общая численность персонала – 14000 человек).

SSJ100 0051

83 Собравшиеся – более 1000 человек – увидели SSJ100 вместительностью 95 кресел. Именно на эту модель к 2024 г. будет приходиться 75% заказов SSJ100. Планы «Сухого» по выпуску SSJ100 вместительностью в 60 кресел отложен, а вопрос об увеличении посадочных мест до 110-130 будет решен до конца 2007 г.

SSJ100 0052

84 Если самолет не будет суперкомфортным, то вряд ли он хорошо пойдет на внешний рынок. С комфортом у "Суперджет 100" все в порядке. По сравнению с конкурентами увеличены габариты салона и пространство для ног пассажира под сиденьями, чуть пошире шаг между сиденьями (в среднем на 5—10 сантиметров больше, чем обычно, но во время полета для ног пассажиров эти сантиметры дорогого стоят).

SSJ100 0053

85 В "Суперджетах" предусмотрен настоящий "бизнес-класс", но и пассажиры "эконома" толкаться локтями не будут. Все как в салоне магистрального авиалайнера. Размер сечения фюзеляжа позволил увеличить проход между рядами до 510 мм (обычно в региональных самолетах около 500 мм) и предложить лучшую в своем классе высоту прохода при расположении по пять комфортабельных кресел в ряд (3х2) — 2120 мм. Ширина кресел — 465 мм.

SSJ100 0058

86 Но главный удар по конкурентам — багажная полка. Ее объем — до 70 литров. Туда легко помещаются чемоданы на колесиках (например, одобренные стандартами IATA в качестве ручной клади предельно допустимые размеры — 56 на 45 на 25 сантиметров — запомните эти цифры, когда будете покупать чемодан для полета). Самые объемные багажные полки среди самолетов-конкурентов (до 40 литров) позволяют пассажирам свободно размещать только верхнюю одежду (от легкого летнего плаща до зимней шубы). Багажную полку "Суперджет" в этом плане можно назвать "мечтой оккупанта".

SSJ100 0055

87 «Фишкой» достаточно консервативной окраски стали 265 000 точек разной величины по всему фюзеляжу самолета и использование пяти оттенков синего, рассказал президент центра промышленного дизайна и инноваций «Астра Росса» Владимир Пирожков (бывший дизайнер Citroen и Toyota, приятель Германа Грефа). По его словам, на работу ушло две недели и «несколько сотен тысяч евро».

SSJ100 0056

88 В производстве SSJ100 используется не более 5% композитных материалов – больше нет необходимости, рассказал начальник агрегатно-сборочного цеха КнААПО Александр Щеглов: если у дальнемагистрального B787 Dreamliner киль (деталь хвоста), выполненный из композита, дает дополнительно 500 кг коммерческой загрузки, то в случае с региональным SSJ100 – меньше 80 кг.

SSJ100 0057

89 Продолжаем исследовать лужинг.

SSJ100 0059

90 Через несколько лет выясняется, что группа фотографирующихся на переднем плане - инженеры и летчики, которые поднимут Суперджет в небо. Слева Леонид Чикунов, в центре Александр Яблонцев.

SSJ100 0060

91

SSJ100 0071

SSJ100 0072

SSJ100 0061

94

SSJ100 0062

95

SSJ100 0063 SSJ100 0064 SSJ100 0066

SSJ100 0069

99

SSJ100 0067

SSJ100 0068

Журналисты пытают главу ОАК Алексея Фёдорова. Тёма подслушивает.

SSJ100 0070

102 Алексей Пивоваров и Ольга Каюкова (ГСС).

SSJ100 0009

103 Ольга строит "стюардесс".

SSJ100 0082

104

SSJ100 0081

SSJ100 0083

Игор Озар (финансовый директор "Сухого"), Михаил Симонов и ?

SSJ100 0074

107 Как рассказывают очевидцы событий, принимавших непосредственное участие в подготовке мероприятия: «Вот от чего человек может испытывать радость?... Оказывается, много от чего. Например, от обретения потерянного посреди страны вагона с синими сортирами. Вот не приехали бы сортиры... Конфуз бы был у важных людей!»

SSJ100 0075

108

SSJ100 0084

109

SSJ100 0085

110

SSJ100 0078

111

SSJ100 0079

SSJ100 0080

"Интерфакс" в работе.

SSJ100 0131

114

SSJ100 0128

SSJ100 0130

Пантелеев (Авиапорт), Лысцева (ИТАР-ТАСС), Синицкий (АТО).

SSJ100 0153

117

SSJ100 0086

118

SSJ100 0087 SSJ100 0088

SSJ100 0134

SSJ100 0132

122 Чуть не забыла про Погосяна. Портрет же надо сделать!

SSJ100 0152

123 Вовчик как бы намекает, что пора домой...

SSJ100 0133

124 За целый день так набегаешься, что пока дойдёшь до шатра, там уже пусто! Хорошо, что в самолёт разрешали тогда с собой всё брать...

SSJ100 0135

125

SSJ100 0139

126

SSJ100 0141 SSJ100 0142 SSJ100 0143

И когда уже почти все разъехались, а вся компания СМИ ждала сливающихся телевизионщиков, кто-то высказал идею залезть на крышу ангара. Ох, это было непросто, скажу я вам...

SSJ100 0145

130 По узкой отвесной лестнице с рюкзаком аппаратуры за спиной... А снизу мечутся и кричат безопасники "Слезайте!!!" Ну вот что мне сделать? Слезть и упустить такой кадр или получить потом люлей? Я выбираю второе и остаюсь.

SSJ100 0144

Попутно начинаю вызванивать коллег, которые ходят где-то внизу, чтобы они собрались на групповую фотографию около самолёта.

SSJ100 0148

Как нарочно, зависает телефон, перезагрузка занимает еще пару минут и опять звонки. И, как обычно, почти все не слышат вызова. А безопасники все еще кричат на меня снизу, но сами подниматься на крышу не хотят.

SSJ100 0146

Но постепенно народ начинает стекаться к самолету.

SSJ100 0147

SSJ100 0149

Для масштаба кусочек края ангара - почти все снималось вслепую на вытянутых руках.

SSJ100 0150

Всем спасибо, все свободны! (жми)

SSJ100 0151

Вот такая красота. Не верится, что десять лет прошло.

SSJ100 0154

SSJ100 0155

Вставки курсивом сделаны по материалам Общей газеты и Ведомостей от 26 сентября 2007 г.



Рассказать друзьям:


Комментарии (0)

Написать комментарий