Юбилей Су-17

2 августа исполнилось ровно 50 лет с момента первого полёта истребителя–бомбардировщика Су-17.

Су-17 стал первым советским истребителем–бомбардировщиком с крылом изменяемой геометрии, что значительно улучшило взлётно-посадочные данные самолёта, длина разбега которого уменьшилась вдвое. Кроме того, новшество позволило успешно сочетать отличные скоростные характеристики Су-17, увеличить дальность и продолжительность полёта, его маневренность.



Первый прототип будущего самолета представлял собой серийный Су-7БМ с новым крылом и несколько изменённой конструкцией фюзеляжа. Первый полет на нём совершил лётчик-испытатель В. Ильюшин 2 августа 1966 года. В июле 1967 года боевую машину впервые показали на воздушном параде в Домодедово.


В 1969 году на авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре начался серийный выпуск Су-17.


По воспоминаниям Абрама Рогинко, который являлся в те годы заместителем главного технолога завода, работы над новым крылом самолёта начались еще в 1962 году: «Для нас это было непросто. Помимо неподвижной части крыла была и подвижная. Они соединялись шарниром. Все это должно было действовать максимально надёжно. Пришлось подумать».


Первой строевой частью, вооружённой новыми самолётами, в октябре 1970 года стал 523-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков Дальневосточного военного округа. Боевая машина стояла на вооружении ВВС нашей страны почти три десятилетия. Её экспортировали во многие страны. Различные модификации истребителя участвовали в десяти войнах и вооруженных конфликтах.


Всего на экспорт до 1991 года было поставлено свыше тысячи Су-17 и их модификаций в 18 стран мира. Они до сих пор стоят на вооружении многих стран мира.


- Это был бесценный опыт, – говорит Абрам Рогинко. – Завод перевооружился технически, были построены новые корпуса, расширены действующие. Это позволило успешно перейти на производство самолётов 4-го поколения – знаменитых СУ-27 и их модификаций, а сегодня и на машины 5-го поколения».


Всего из цехов завода им. Ю.А. Гагарина вышло почти 2800 самолётов Су-17 всех модификаций. Производство крылатых машин этого поколения продолжалось до 1990 года.


ПРЕСС-ЦЕНТР КНААЗ



Су-17 (изделие «С32», по кодификации НАТО: Fitter) — первый советский самолёт с крылом изменяемой геометрии. Три десятилетия состоял на вооружении ВВС СССР и России, широко экспортировался, применялся в ряде вооружённых конфликтов.
Модификации
Базовые варианты
Су-17 — первый серийный вариант.
Су-17 (изделие «С32», Fitter-B по классификации НАТО) — первый серийный вариант. Су-17М (изделие «С32М«Fitter-C) — первый вариант, выпускавшийся в большом количестве. Имел новый двигатель АЛ-21Ф-3, увеличенный запас топлива, улучшенное БРЭО. Первый полёт — 28 декабря 1971 года. Су-17М2 (изделие «С32М2» (С42), Fitter-D) — имел несколько удлинённую носовую часть фюзеляжа, предоставлявшую пилоту улучшенные обзор, новое БРЭО и более широкий спектр управляемого вооружения. Первый полёт — 20 декабря 1973 года. Су-17УМ (изделие «С52У», Fitter-E) — первый двухместный учебно-боевой вариант. Первый полёт — 15 августа 1975 года. Су-17М3 (изделие «С52», Fitter-H) — создан на основе учебно-тренировочного варианта Су-17УМ. На месте кабины инструктора располагался отсек БРЭО и дополнительный топливный бак. Имел новое прицельно-пилотажное оборудование и две дополнительные точки подвески для ракет класса «воздух—воздух». Первый полёт — 30 июня 1976 года. На 1985 год самолёты обладали высшей наработкой на отказ в 145 часов. Су-17УМ3 (изделие «С52УМ3», Fitter-G) — двухместный учебно-боевой вариант, оборудование которого унифицировано с Су-17М3. Это была единственная модификация Су-17, способная развивать скорость в два раза выше скорости звука. Первый полёт — 21 сентября 1978 года. Су-17М4 (изделие «С54», Fitter-K) — последний серийный вариант. Значительно изменён состав БРЭО, воздухозаборник сделан нерегулируемым, установлен характерный дополнительный воздухозаборник в основании киля. Первый полёт — 19 июня 1980 года.

Экспортные варианты Су-17К — экспортный вариант первой серийной модификации. Поставлялся только в Египет. Су-20 (изделие С32МК) — экспортный Су-17М. Имел упрощённое БРЭО и меньшую номенклатуру вооружения. Первый полёт — 15 декабря 1972 года. Су-22 (изделие С32М2К, Fitter-F) — экспортный Су-17М2 с двигателем Р-29БС-300. Эта модификация (Су-17М2Д) имела унифицированный с МиГ-23 двигатель. Су-22У (изделие С52УК) — экспортный Су-17УМ с двигателем Р-29БС-300. Первый полёт — 22 декабря 1976 года. Су-22М (изделие С52К, Fitter-J) — экспортный Су-17М3 с двигателем Р-29БС-300 и упрощённым БРЭО, соответствующем варианту Су-17М2. Первый полёт — 24 мая 1977 года. Су-22УМ3 (изделие С52УМ3К) — экспортный Су-17УМ3 с двигателем Р-29БС-300. Позднее поставлялся за рубеж с двигателем АЛ-21Ф-3 под обозначением Су-22УМ3К.

 На фото: Учебно-боевые самолёты Су-17УМ3 929-го государственного летно-испытательного центра; Ахтубинск; конец 80-х – начало 90-х гг.


Комментарии:

Вы должны быть авторизованы для публикации комментариев! Войти

Теги:

Комсомольск-на-АмуреАмурОбществоспортХабаровскХабаровский крайМВДРоссияБизнескультураПроизводствоПолитикаадминистрацияавиацияПравонарушениетранспортПравительствоприродаобразованиеДТПкинофильмДальний ВостокфлотЖКХрепертуарaldiyevСтихияискусствоТуризмАкцияКонкурсМеждународные отношенияфоторепортажбезопасностьследствиеПраздникНаукарасписаниеКомсомольский районанонсНекрологВооруженные силыотдыхрепостисториявидеоконцертВыставкаэкономикаПарламентЗдравоохранениеТрудКонфликтИнновациистроительствоВизитСМИСолнечный районвыборыСССРЗанятостьАрмиясудостроениеАмурский районКриминалИзобретательствокрасотарелигияавтомотокиносоцзащитаХоббиКалейдоскопархивКакаровНаводнение 2013за рубежомнедвижимостьздоровьеСветловмолодежьтехникаинфраструктуралитератураСилаковСмирноваПроисшествиеРомановаСедыхШалавинаКитаеваСтепановаСидороваКарчевскаяВоронинаТимофеева