Комсомольск-на-Амуре как пример колониальной политики, или почему дальневосточники уезжают. Издание 2, переработанное.

Разбирая свои старые материалы, я наткнулся на эту статью. Перечитав её, подумал, что большая часть написанного в сентябре 2012 года, не потеряло своей актуальности и сегодня, но требует некоторой доработки. Предлагаю вашему вниманию обновленный продукт.

Преамбула
Когда-то на уроках истории нам рассказывали, что у каждой революции есть объективные причины, и повод, который её собственно запускает. В соответствии с этим постулатом у меня сложилось свое собственное мнение о причинах массовой эмиграции дальневосточников в западную часть страны. Но вот поводом для написания этого текста стала статья в газете «Крылья советов» о грядущем переходе авиазавода в формат филиала холдинга «Сухой» и совещание у Медведева, где было озвучено ухудшение социально-экономической обстановки в Хабаровском крае. Лично для меня все эти события выглядят вполне логичными и взаимосвязанными. Мне просто непонятна та недовольная мина, которую изображают высокопоставленные чиновники, когда им говорят о том, что дальневосточники продолжают покидать родные пенаты. Вы можете вкладывать сотни миллиардов бюджетных рублей в строительство мостов во Владивостоке, но сути дела это не меняет, так как люди видят, что на Дальнем Востоке нет никаких перспектив.

Почему?
Как говорят умные люди, у всякого явления есть объективные и субъективные причины. Вот и в исходе дальневосточников точно также есть такие причины. Что в данном случае у нас есть под объективными причинами? Географическая удалённость, неразвитость социально-культурной сферы и климатические особенности. Для разминки начну с климата и женщин.

Климат
Да-да, именно с женщин, так как именно общение с ними меня когда-то заставило по иному увидеть Комсомольск-на-Амуре, находящийся на одной широте с Киевом, и в 150 километрах южнее границы вечной мерзлоты. Как-то мне пришлось фотографировать женщину- косметолога из Москвы, приехавшую обучать наших дам пользоваться косметикой одной известной фирмы. Дело было в разгаре лета, когда градусник бодренько демонстрировал +40 на улице. Дама мне пожаловалось на неприлично высокую, по московским меркам, температуру. На что я ей ответил, что зимой у нас не редкость и -40. Инструктор-косметолог, который учит женщин сохранять кожу молодой и красивой, только и сказала: «Бедные ваши женщины, как они тут вообще живут при таком годовом перепаде температур». На радость нам, дальневосточным мужчинам, живут и радуют нас своим обществом. Правда, если наши женщины будут следовать всем советам косметологов, то они должны будут больше тратить денег на всякие омолаживающие кожу средства, по сравнению с жительницами западной части нашей страны. Приплюсуйте сюда дополнительные расходы на зимнюю одежду и у вас сразу пропадут мысли о необходимости отмены выплаты северных надбавок. Но об этом позже.

Географическая удалённость
Одним из самых мощных доводов, для отъезжающих дальневосточников, является отсутствие реальной возможности регулярно посещать родственников в западной части бывшего СССР. Кто-то может возразить: а как же оплата проезда раз в два года к месту отдыха за счёт работодателя? Для многих жителей Дальнего Востока это сказка из советского прошлого. Если вы не работник государственного, муниципального или крупного предприятия, то реальной возможности воспользоваться этой льготой, практически нет. Можно конечно «пойти на Вы» с работодателем и потребовать оплаты проезда и добиться её, но вот сразу возникают сомнения в перспективах в дальнейшей работе на таком предприятии.

Говоря о географическом отдалении, стоит отдельно остановиться на сокращении часовых поясов, затеянное Дмитрием Медведевым во времена его президентства. Чем руководствовался Дмитрий Анатольевич, когда выступил с инициативой сокращения часовых поясов, мне доподлинно неизвестно. Возникают сомнения в том, как Дмитрий Анатольевич сохранил в своей высокоучёной голове, сведения из школьного курса географии и астрономии (для молодых читателей это может оказаться откровением, но в советской школе изучали и астрономию). Если бы они сохранились хотя бы в частичном состоянии, то господин Медведев вспомнил, что земля вращается не только вокруг солнца, но и своей оси, благодаря чему на нашей с вами планете происходит смена времени суток, а на Дальнем Востоке России солнце восходит в 11 часов ночи по московскому времени. Данный факт и стал причиной для появления такого количества часовых поясов в нашей стране, и если мне память не изменяет, то в не пример меньшей Австралии, они нарезаны даже не по часу, как у нас, а по 15 минут.

Ещё одним фактором географической удалённости, а также неразвитости социально-экономической сферы является практически разрушенная советская система местных и региональных авиаперевозок. С падением доходов населения в начале 90-х годов инфраструктура местных и региональных авиаперевозок скукожилась как шагреневая кожа и честно говоря, недавние заявления господина Медведева о том, что региональную авиацию надо срочно возрождать с помощью иностранных производителей, иначе как издевательским назвать невозможно. Да, сейчас идет серийное производство регионального лайнера "Сухого Суперджета", готовится производство дальнемагистрального "МС-21", но вот пока авиационные заводы были относительно самостоятельными, в России выпускались самолёты Ан-38 (в Омске), начиналось серийное производство Су-80 в Комсомольске-на-Амуре. Разрабатывался еще ряд самолётов. Но вот в производственной линейке Объединенной авиастроительной корпорации они, почему- то уже отсутствуют. Ресурсы есть внутри страны, но мы по традиции почему-то смотрим на «заграницу».

Социально-экономическая сфера
Когда только вводилась система ЕГЭ в образовании, я поинтересовался у ректора Комсомольского Политехнического университета, в чём он видит реальную причину её появления. Господин Кабалдин (он тогда занимал этот высокий пост) сказал примерно следующее: ввести подушевое финансирование системы начального и среднего образования, для сокращения расходов на их содержание. Свидетельство правоты его слов мы можем видеть в Комсомольске-на-Амуре. В 2011 году в микрорайоне «6 участок», расположенном как раз за нефтезаводом, и больше всего пострадавшем от установки замедленного коксования, была закрыта школа №20. А ведь это учебное заведение являлась по сути дела единственным объектом этой самой социальной сферы, в одном из самых неблагополучных районов города. Бывший начальник отдела молодёжи Ленинского округа Алексей Мельников как-то рассказывал, как девочки- социальные педагоги приезжали оттуда в слезах - не ожидали увидеть такую убогость, нищету и антисанитарию рядом с «одним из самых передовых заводов НК Роснефть».
Коль скоро я уже коснулся Комсомольского нефтеперерабатывающего завода, то продолжаю его «бомбежку», тем более что ситуация с ним, как никогда четко и ясно показывает колониальную, по своей сути, политику федерального центра в отношении Дальнего Востока.
Напомним, сразу после распада СССР, Комсомольский нефтеперерабатывающий завод стал базовым предприятием для нефтяной компании «Дальнефть» с её регистрацией в Комсомольске-на-Амуре. «Дальнефть», грандиозных модернизаций на КНПЗ не проводила, торговала его продукцией, и платила налоги в казну города и края. Но благоденствие «Дальнефти» длилось недолго, и благодаря ряду действий краевой администрации, руководимой тогда Виктором Ишаевым, КНПЗ оказался в составе НК «Роснефть», в качестве самостоятельного юридического лица. Завод начал реконструкцию в сентябре 99-го года с закладки установки каталитического риформинга. Завод стал увеличивать объемы переработки нефти, платить больше налогов, увеличивать размер заработной платы своим работникам и поддерживать различные социальные проекты. На одной из пресс-конференций Валерий Ежов (генеральный директор завода в те годы) в одном из интервью сказал примерно следующее: «Мы нефтяники заинтересованы в том, чтобы не только самим хорошо жить, но чтобы и наши соседи жили хорошо».

Прошло совсем немного времени и в работе КНПЗ начались метаморфозы: завод стал сокращать переработку нефти, приобретенной за собственные средства, и увеличивать переработку «давальческой». Прибыль завода стала формироваться не с продаж готовых нефтепродуктов, а с работы по переработке. Вроде нам горожанам, какая разница? А у КНПЗ сразу сократилась налогооблагаемая база, за счет чего сократились поступления в городской и краевой бюджеты, из которых и оплачивались социальные программы. Следующим шагом бизнес-оптимизаторов из «Роснефти» стал перевод всех предприятий, входящий в её состав, на единую акцию. То есть сразу еще больше сократились поступления в бюджет города и края. Предприятие- то теперь одно, и зарегистрированное в городе-герое Москве.
Чтобы как-то компенсировать потери, Виктор Иванович Ишаев, тогда путем переговоров с президентом «Роснефти» господином Богданчиковым, добился создания местных филиалов с регистрацией в Комсомольске и Хабаровске. Но в Комсомольске-на-Амуре главным поставщиком «нефтяных» налогов в казну города стал «налог на доходы физических лиц». Замечательной иллюстрацией сложившегося положения стал диалог, состоявшийся на заседании коллегии при главе Комсомольска-на-Амуре в городской администрации. Господин Ежов, вышедший к трибуне, по привычке начал рассказывать о том, какие строятся новые технологические установки, растёт глубина переработки нефти, эффективность производства и так далее. А господин Михалёв прервал выступление генерального директора вопросом: «А нам, комсомольчанам, что от этого? Налогов то вы больше платить в городскую казну не станете».
История с выбросами газов установкой замедленного коксования тот вопрос мэра города ставит в новую плоскость: а нужен ли городу вообще химически и пожароопасный завод? Да, сейчас на КНПЗ, работают жители города, получают не самую маленькую в городе заработную плату, но в итоге, автомобилисты Комсомольска-на-Амуре платят за бензин дороже, чем в Хабаровске и Приморье. Заметьте, бензин, произведенный в городе Юности, на месте его производства стоит дороже, чем в бензоколонке за 400 километров. Можно подумать, бензовоз по пути на АЗС в Комсомольске-на-Амуре делает крюк до Хабаровска, где находится офис сбытовой компании Роснефти. Ещё один «плюс»- если по всей планете цена на бензин колеблется в сторону повышения или снижения вместе с ценой барреля нефти на мировом рынке, то у нас она только растёт. Когда я поинтересовался, почему так происходит, прозвучал примерно такой ответ: «Когда растёт цена на внешнем рынке, мы вынуждены покупать по завышенной цене (из скважины принадлежащей Роснефти заметьте). Когда цена нефти на внешнем рынке падает, Роснефть вынуждена повышать цену, чтобы компенсировать выпавшие доходы на внешнем рынке для оплаты кредитов на реконструкцию и строительство производства». Больше того, как мне стало известно, все попытки антимонопольной службы получить информацию о способе формирования цены на продукты «Роснефти» заканчиваются ничем.

Руководство нефтяной компании предпочитает платить штрафы, но не посвящать антимонопольщиков в процесс формирования розничных цен. В итоге, что комсомольчане имеют хорошего от присутствия в своём городе нефтеперерабатывающего завода?

Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью

К сожалению, история с КНПЗ не единственная печальная в социально-экономической жизни города. Еще один «штришок» со знаком минус нам преподнесли авиастроители. На наших глазах подвиг «нефтяников» повторяют авиастроители. КнААПО (теперь КнААЗ), благополучно пережив наскоки приватизаторов в течении практически 10 лет, был самостоятельным. Строили самолёты на экспорт, совместно с ОКБ, за счет собственной прибыли создавали свой региональный проект «Су-80», нужда в котором на рынке страны видна невооружённым взглядом. Но после потери самостоятельности КнААПО стал работать по уже известной «давальческой схеме», когда прибыль, а соответственно и основные налоги аккумулируются в головной компании, с местом регистрации в нашей дорогой и любимой федеральной столице. Ну а если бизнесоптимизаторы решили взяться за дело по- серьезному, то вполне можно ожидать, что тот же самый «налог на доходы физических лиц» будет уплачиваться не по месту проживания комсомольских авиастроителей, а в Москве. А ведь на КнААЗе трудится значительно больше людей по сравнению с тем же КНПЗ- представьте размер пробоины в городском и краевом бюджете. А треть муниципального, как раз за счёт НДФЛ как раз и наполняется. Скажите: быть такого не может! А я скажу: может. В 2011 году муниципалитет одного военного городка оказался совсем без средств, после того, как НДФЛ за военнослужащих стали платить в Москве по месту нахождения Министерства обороны.

Если вы думаете, что история «колонизации Комсомольска-на-Амуре» закончится двумя градообразующими предприятиями, то вы серьезно ошибаетесь. Те же самые процессы идут в торговле и других сферах. Посмотрите, сколько сейчас в городе работает торговых центров, сетевых магазинов с регистрацией Бог знает где, только не в Комсомольске-на-Амуре. Самый русский по названию банк «Росбанк», вообще оказался дочерней компанией французского «Société Générale».

Кто виноват?

Для начала надо вспомнить, что мы живем в мире «глобализма», когда могут выжить только крупные и вертикально интегрированные структуры. Что мы собственно и видим не только в сфере бизнеса, но и власти. Достаточно посмотреть на то, как менялась структура власти на уровне район-город-край. Сразу после 1991 года в Комсомольске-на-Амуре было практически три самостоятельных муниципалитета: городской, Центрального и Ленинского районов. У каждого из муниципалитетов был свой собственный бюджет и прочие атрибуты власти. В результате, проведённых на городском уровне реформ, остался один муниципалитет, который собственно и консолидировал в своих руках все, довольно скудные на тот момент ресурсы. Вслед за Владимиром Михалёвым, подобную реформу, но в налоговой сфере Хабаровского края провёл Виктор Ишаев. Затем уже господин Путин создал свою «вертикаль власти». Выпадавшие из доходов нижестоящих бюджетов деньги стали компенсироваться различными субсидия, субвенциями и прочими инструментами. То есть вроде всё нормально, но вам это ничего не напоминает? Мне лично советскую эпоху, когда всем руководила Москва. Сейчас мы видим практически туже самую картину, когда чиновники вынуждены были ездить в Хабаровск и Москву за фондами. Разница только в том, что в советские времена все предприятия были зарегистрированы по месту своего фактического нахождения и не принадлежали оффшорным компаниям. И нефть с газом в те времена фактически принадлежали стране, а не декларативно как сейчас. Вот вы не задумывались над тем, почему общенародная собственность после её извлечения из земли вдруг становится частной? Почему государственные на своей сути компании ведут себя в регионах так, что кажется что их руководители не наши с вами соотечественники, а выходцы из родов Ротшильдов, Морганов и прочих транснациональных банковских домов?
 Это вопросы риторические и посему возвращаемся к нашим….. чиновникам.
На состоявшемся в 2012 году совещании у Медведева господин Ишаев на вопрос о причинах ухудшения социально-экономического положения в Хабаровском крае довольно деликатно ответил « Я там уже три с половиной года не работаю». Интересно, а где тогда работал в тот момент экс-губернатор нашего края? Хабаровский край как был в зоне его ответственности, так и остался, только к нему прибавились ещё другие территории Дальнего Востока. Просто полпред, как опытный политик, не мог сказать на камеру своему прямому начальнику, что в результате проводимой Вами и вашими предшественниками экономической политике в Комсомольске-на-Амуре закрылись аккумуляторный завод, электротехнический и целый ряд других предприятий, практически стоят "Амурметалл" и Хабаровский и Комсомольский судостроительные заводы. Не мог Виктор Иванович сказать Медведеву и о том, что за 20 лет российской власти ни разу в полном объеме не профинансированы государственные программы развития «Забайкалья и Дальнего Востока». Что денежные потоки на местах поменяли свое направление, и стали ручейками. Не вина Вячеслава Шпорта, губернатора Хабаровского края, что на подконтрольной ему территории градообразующие предприятия «уплывают» в Москву и в оффшоры. В следствии чего, качество жизни в Хабаровском крае, да и на всём Дальнем Востоке России не улучшается, а порой еще и ухудшается.
Следствием чего и стал исход дальневосточников в западные регионы страны. В условиях колониальной по своей сути экономической политики для населения нет причин находиться там, где условия жизни не самые простые.

"Аферы" всероссийского масштаба

Сейчас российское общество переживает возмущение от размеров предполагаемых хищений (суда пока еще не было) сахалинским губернатором и бывшим руководителем Федеральной службы исполнения наказания. Но мало кто знает о том, что в карман всех граждан страны, с помощью ушлых министров и чиновников федерального уровня, залезли банкиры с гораздо более нескромными аппетитами. И их действия прямо влияют на жизнь практически всех простых россиян.
Все, кто работал с бюджетными организациями знают, что финансирование по исполняемым контрактам и заказам поступает неравномерно- совсем мало в начале года, и большая часть средств уже во второй половине. Формальная причина заключается в том, что сбор налогов, из которых и формируется бюджет, происходит не сразу. Это объяснение выглядит особенно забавно при постоянном профиците федерального бюджета, переходящих остатках с прошлых годов, и так далее. Вроде бы деньги есть, но по факту их нет. В этой ситуации регионы всё равно обязаны исполнять свои полномочия, а также часть, делегированных федерацией. То есть обязанности есть, а средств под их исполнение федеральный центр не даёт. Больше того, региональным бюджетам дано ценное указание брать кредиты в конкретных коммерческих банках. А что это обозначает? Что вместо того, чтобы построить еще один детский сад за счет средств краевого бюджета в Комсомольске-на-Амуре, наши депутаты вынуждены перенаправлять эти деньги на выплату процентов по кредиту банкирам. Вполне вероятно, что действия людей, организовавших эту схему в масштабах всей страны, в былые времена можно было квалифицировать как "мошенничество" и "хищение средств в особо крупных размерах", что должно в итоге получить свое продолжение в виде приговоров в суде, конфискациями похищенного, и прочими атрибутами наказаний по уголовным делам. Впрочем, в подобный исход дела верится с трудом, так как он бы противоречил либеральным экономическим ценностям, исповедуемым нашими федеральными властями.

 И если "честный отъем денег" из региональных бюджетов, только начинает приводить к банкротству большей части субъектов Российской Федерации (более подробно об этом можно прочитать у Михаила Делягин), то ситуация с исполнением "законов о северах"начинает тот же самый процесс на более низком уровне с предприятиями среднего и малого бизнеса, попутно лишая дальневосточников рабочих мест и средств к существованию. 

В 2014 году обязательным стало исполнение всеми работодателями нормы об обязательной оплате проезда в отпуск жителям "северных, и приравненных к ним районов". В том же году предприниматели Комсомольска-на-Амуре стали открыто говорить, что первая же оплата "северного проезда" в отпуск хотя бы части работников, грозит обанкротить их предприятия. Местный рынок не позволяет выполнять требования законов о "северных льготах" и одновременно выдерживать конкуренцию с "друзьями-соперниками" из других регионов- слишком большие затраты на фонд заработной платы (при этом на руки человек может получать даже меньше, чем его коллега с западной части страны), при более мелком обороте по сравнению с крупными иногородними игроками. Федеральные власти ведут себя в этой ситуации мягко говоря странно. Закон федеральный, обязывающий всех работодателей оплачивать более длительный отпуск, проезды к месту отдыха- есть. Страна как будто заинтересована в проживании россиян на Дальнем Востоке, а денег на его реализацию не выделяет вообще. Что делали в этой ситуации владельцы предприятий? Они как и государство делали вид, что закон исполняют. Все смеялись, все были довольны, пока не поступила команда оплачивать. А где деньги на реализацию северных льгот? По логике событий, если страна заинтересована в проживании своих граждан на этих территориях, то она и должна компенсировать из общего бюджета дополнительные расходы. Но этого не происходит. Что будем делать в этой ситуации? Закроем все частные предприятия, и пойдем всем Дальним Востоком работать на государственные и муниципальные? Вам это ничего не напоминает? Варианты решения этой проблемы есть- кроме прямых субсидий из федерального бюджета, это могли бы быть налоговые вычеты. Вполне может быть есть другие варианты, но вот веры в их реализацию в ближайшее время нет совсем.
Что в этой ситуации остается делать дальневосточникам? Ответ очевиден.

Что делать?
Виноваты как не странно, не Путин-Медведев-Ельцин, а все граждане бывшего СССР. Это мы с Вами "проспали" свою страну, и повелись на обманку «общечеловеческих демократических ценностей и рыночной экономики». И именно нам с вами надо возвращать нам свою собственную страну. Надо только понять, что если мы будем и дальше играть по правилам либеральных шулеров- у нас никаких шансов это сделать нет. Надо устанавливать свои собственные правила, откровенно наплевав на вопли "просвященного человечества" и обвинения в варварстве. В конце концов мы живём у себя дома, а не у них в гостях.

Александр Альдиев

Комментарии:

Вы должны быть авторизованы для публикации комментариев! Войти

Теги:

Комсомольск-на-АмуреАмурОбществоспортХабаровскХабаровский крайМВДРоссияБизнескультураПроизводствоПолитикаадминистрацияавиацияПравонарушениетранспортПравительствоприродаобразованиеДТПкинофильмДальний ВостокфлотЖКХрепертуарaldiyevСтихияискусствоТуризмАкцияМеждународные отношенияКонкурсфоторепортажбезопасностьследствиеПраздникНаукарасписаниеКомсомольский районанонсНекрологВооруженные силыотдыхрепостисториявидеоконцертВыставкаэкономикаПарламентЗдравоохранениеТрудКонфликтИнновациистроительствоВизитСМИСолнечный районвыборыСССРЗанятостьАрмиясудостроениеАмурский районКриминалИзобретательствокрасотарелигияавтомотокиносоцзащитаХоббиКалейдоскопархивКакаровза рубежомНаводнение 2013недвижимостьздоровьеСветловмолодежьтехникаинфраструктуралитератураСмирноваСилаковПроисшествиеРомановаКитаеваСедыхШалавинаСтепановаСидороваКарчевскаяВоронинаТимофеева