Спасибо Путину за послание

Я долго созревал на большой материал, посвященный социально-экономическому положению Комсомольска в свете последних инициатив федеральной власти в виде «дальневосточного гектара» и «территорий опережающего социально-экономического развития», но тут сам Владимир Путин ускорил процесс. 

Преамбула

Тема достаточно обширная, да и наши властные органы производят множество телодвижений, которые должны убедить население в грядущем социально-экономическом росте Дальнего Востока: проводятся круглые столы, презентации, встречи с общественностью, громкие выступления в СМИ. Вроде бы все замечательно, но тут представители власти заметили, что жители Комсомольска-на-Амуре как покидали город, так и продолжают это делать.

В подобной ситуации в Приморье в 2012 году вице-премьер Шувалов высказал удивление и даже обиду: вкладываются огромные средства в объекты саммита АТЭС, а приморцы продолжают уезжать. В 2015 году уже полпред Трутнев, видя подобные процессы в Комсомольске-на-Амуре, сразу поставил диагноз и назначил лечение: инфраструктуру города, не обновлявшуюся с советских времён, надо восстанавливать и развивать. В правительстве края, администрации города срочно стали готовить предложения по исправлению ситуации, которые в итоге должны вылиться в специальное постановление правительства Российской Федерации, инициатором которого выступил Вячеслав Шпорт.

В этой цепи событий, логичным продолжением стал фрагмент недавнего обращения Владимира Путина к Федеральному собранию, посвященный Комсомольску-на-Амуре. Привожу его целиком: «Ещё одним динамичным центром Дальнего Востока должен стать и Комсомольск-на-Амуре. Это город с легендарной историей, с современной высокотехнологичной промышленностью, которая выпускает востребованную гражданскую продукцию и успешно работает на оборонную промышленность. Но городская и социальная инфраструктуры находятся здесь в запущенном состоянии.

Это касается и общего облика города, и объектов спорта, культуры, учреждений здравоохранения, образования - всё это не соответствует потенциалу Комсомольска-на-Амуре, в том числе поэтому, сюда сложно привлекать молодых перспективных специалистов, в которых остро нуждаются предприятия региона. Считаю, что в рамках имеющихся программ нужно сконцентрировать ресурсы и, не откладывая, направить их на решение городских проблем Комсомольска-на-Амуре. Конечно, это нельзя сделать с сегодня на завтра, но нужно, во всяком случае, понять, что делать, как, каким темпом».

Всё это конечно замечательно, но уже сейчас видно, что у наших властей нет всеобъемлющего представления об истинных причинах исхода комсомольчан (а не комсомольцев, как в своем сюжете о проблемах нашего города сказал Николай Соколов, корреспондент ВГТРК http://www.vesti.ru/doc.html?id=2694267#). А нет понимания причин, то не будет и эффекта от применяемых методов «лечения». Какие же настоящие причины, из-за которых люди уезжают из Комсомольска-на-Амуре, и не приезжают на Дальний Восток? Вот как они выглядят с моей точки зрения: климат, географическая удалённость, низкие доходы, высокие цены и неразвитость инфраструктуры. Начну по порядку.

Климат

Как-то мне по работе пришлось фотографировать женщину- косметолога из Москвы, приехавшую обучать наших дам пользоваться косметикой одной известной фирмы. Градусник за летним окном демонстрировал +40, а косметолог пожаловалась мне на неприлично высокую, по московским меркам, температуру. На что я ей ответил, что зимой у нас не редкость и -40. Косметолог только и сказала: «Бедные ваши женщины, как они тут вообще живут при таком годовом перепаде температур». Дополнительные расходы на утепленную зимнюю одежду и летний гнус даже в черте городов напомнят вам о том, что не зря в Советском Союзе жителям «северов» выплачивались северные надбавки к зарплате. Но об этом  подробнее чуть позже, а пока я вам напомню об одном географическом казусе: Комсомольск-на-Амуре одновременно находится на одной широте с Киевом и в ста километрах от границы вечной мерзлоты. Это я к тому, что на Дальнем Востоке не так много земель, где можно было бы заниматься сельским хозяйством на том самом «бесплатном» гектаре земли, о котором так много говорит руководство минвостокразвития.

Географическая удалённость
Одним из самых мощных доводов, для отъезжающих дальневосточников, является отсутствие реальной возможности регулярно посещать родственников в западной части бывшего СССР. Более того, кризисные явления в российской экономики лишают возможности свободного передвижения в рамках одного региона. До отмены автобусных рейсов между Комсомольском и Хабаровском (между ними 400 км) речи пока не дошло. После монетизации льгот по бесплатному проезду для ветеранов и пенсионеров в Хабаровском крае предприниматели начинают отказываться осуществлять перевозки между крупными городами и небольшими деревнями. И так не слишком выгодные деревенские маршруты стали приносить ощутимые убытки. А речь идет о перевозках людей на десятки километров в населенные пункты, куда можно добраться только по не самой ровной дороге. Если в советские времена туда можно было добраться речным, железнодорожным и даже авиационным транспортом, то в наши времена «невидимая рука» рынка лишила дальневосточников этой возможности: перевозки на большие расстояния не самых богатых пассажиров экономически невыгодна.

Низкие доходы
Как это не удивительно, но несмотря на «северные» и «районные» выплаты к заработной плате, оплату проезда к месту отдыха, реальные доходы комсомольчан трудно назвать высокими. По самым свежим данным уровень средней температуры по больнице заработной платы в Комсомольске-на-Амуре превысил такой же показатель по Хабаровскому краю и составил 38 тысяч рублей. Напомню, что к территориям, приравненным к «северным», в Хабаровском крае не относится краевая столица, где живет около 600 тысяч человек. О чем это говорит? О том, что в Хабаровске размер средней заработной платы такой же, а то и выше, только без всяких «северных».   Да и сам размер комсомольской средней заработной платы в 38 тысяч рублей очень интересен. Работу с таким уровнем оплаты надо ещё найти, для чего предлагаю обратиться на известный сайт. Легко убедиться, что даже труд на высокотехнологичных производствах, где создается высокая добавленная стоимость, не гарантирует больших заработков. Надо отметить, что ситуация с фактически виртуальной выплатой «северных» надбавок к зарплате родилась не сегодня, и она известна представителям власти. Предлагаю вам просмотреть фрагмент встречи Вячеслава Шпорта с представителями общественности Комсомольска-на-Амуре, где губернатор вступил в диалог с одним из старейших руководителей городских предприятия Иваном Ивановичем Белёвкиным, генеральным директором ЗАО «Комсомолка».

 

И самое печальное, что ситуация, когда северные льготы продекларированы, но никак финансово не подкрепляются, негативно сказывается на занятости населения, конкурентоспособности комсомольских предприятий. Самый свежий пример: руководством Дальневосточного филиала «Федеральной пассажирской компании» принято решение о ликвидации Комсомольского производственного участка Пассажирского вагонного депо «Хабаровск» (подробнее). Вслух неназываемая причина для этого решения: необходимость выплачивать «северные» льготы. И это несмотря на обращение железнодорожников к президенту страны (подробнее).

Высокопоставленные чиновники призывают дальневосточников не уезжать, а «невидимая рука рынка» из экономической целесообразности лишает их работы. Продолжая тему «северных льгот» предлагаю особо остановиться на оплате проезда раз в два года к месту отдыха за счёт работодателя. Для многих жителей Дальнего Востока это сказка из советского прошлого. Если вы не работник государственного, муниципального или крупного предприятия, то реальной возможности воспользоваться этой льготой, практически нет. Можно конечно «пойти на Вы» с работодателем и потребовать оплаты проезда и добиться её, но вот сразу возникают сомнения в перспективах в дальнейшей работе на таком предприятии.

Кроме того, «северный проезд» стал удавкой на и так не толстой шее малого и среднего бизнеса. Как только в 2014 году властями было объявлено об усилении контроля за исполнением обязанности по оплате «северного проезда», руководители сразу нескольких заявили о грядущем банкротстве. После этих заявлений, грозные слова об усилении контроля как-то поутихли.

Высокие цены
Если посмотреть на розничные цены на товары, услуги в Комсомольске-на-Амуре, то по большинству позиций они выше не только тех, что существуют в западной части страны, но и даже в Хабаровске. Это особенно ярко видно на примере бензина, выпускаемого Комсомольским НПЗ, входящим в структуру Роснефти: в городе Юности он стоит дороже, чем в Хабаровске. Можно подумать, что топливо на автозаправочные станции везется не напрямую с завода, а через краевую столицу.   

Неразвитость инфраструктуры
В своём послании Владимир Путин посетовал на то, что социально важные проекты, первоначально финансируемые из федерального бюджета, в дальнейшем не получают финансовой подпитки из местных источников. Возникает вопрос, с каких денег местные бюджеты будут финансировать социальные программы, если практически все крупные предприятия зарегистрированы в столицах, а на месте платят только НДФЛ и налоги на землю?
Колониальная по сути дела экономическая политика приводит к тому, что, несмотря на все усилия местной власти, социальная инфраструктура развивается недостаточными темпами.  Более того, по сравнению с советским периодом она сокращается в соответствии с федеральными нормативами, как это было в 2011 году, когда в микрорайоне «6 участок», расположенном как раз за нефтезаводом была закрыта школа №20. А ведь это учебное заведение являлась по сути дела единственным объектом этой самой социальной сферы, в одном из самых неблагополучных районов города. Бывший начальник отдела молодёжи Ленинского округа Алексей Мельников как-то рассказывал, как девочки - социальные педагоги приезжали оттуда в слезах - не ожидали увидеть такую убогость, нищету и антисанитарию рядом с «одним из самых передовых заводов НК Роснефть». Множество детских садов в 90-е годы за ненадобностью были перестроены в жилые дома, торговые центры и другие, далекие от детского воспитания объекты.
Уже более 10 лет в самом центре Комсомольска стоит сгоревшее здание концертного зала дворца культуры судостроителей, построенное во время Великой Отечественной войны в 1944 году. «Объединенная судостроительная компания» сама восстановить его не может или не хочет, и в краевую собственность безвозмездно передавать не хочет. Представляете: Советский Союз воевал с фашисткой Германией и одновременно строил в Комсомольске дворец культуры для судостроителей, который спустя 70 лет, в мирное время восстановить не могут.
Главный стадион города «Авангард», на котором проводится множество городских соревнований, праздников и выступает единственный городской профессиональный футбольный клуб «Смена» не имеет системы освещения поля. Да и само поле имеет такое качество, что практически всю весну и часть лета не может использоваться по своему прямому назначению. Список подобных недостатков можно продолжать и дальше, вот только зачем? Комсомольчане и так «голосуют ногами» за лучшую жизнь, и на разговоры о ТОСЭР, «дальневосточном гектаре» никак не реагируют.

Что делать?
Как это ни забавно, способы исправить сложившееся положение, давно известны и опробованы ещё в царской России и Советском Союзе: это льготные кредиты, безвозвратные субсидии, освобождение от уплаты налогов. И самое главное, это плановое и комплексное освоение Дальнего Востока страны. Как  бы к этим словам не относились сторонники либеральных экономических ценностей, но иначе получается как в той пословице про лебедя, рака и щуку: каждый будет тянуть в свою сторону и ничего в итоге не получится.  Совсем недавно я сделал интервью с Евгением Хорошиловым, бывшим первым секретарем Комсомольского-на-Амуре городского комитета КПСС.  Евгений Николаевич, руководил городскими коммунистами в годы, когда город Юности развивался такими ударными темпами, что сегодня можно без всякой натяжки сказать, что Комсомольск-на-Амуре был ТОСЭРОм Советского Союза.  В городе был развитый строительный комплекс, ударными темпами развивались промышленные предприятия и социальная сфера. Но больше всего меня в его рассказе поразил один факт: тогда на рубль, вложенный в производственные фонды, еще три- четыре вкладывались в развитие социальной сферы.

Что-то мне подсказывает, что современные власти с капитанами бизнеса, на такие траты сегодня не согласны. Что не может не печалить.

Александр Альдиев     

Комментарии:

Вы должны быть авторизованы для публикации комментариев! Войти

Теги:

Комсомольск-на-АмуреАмурОбществоспортХабаровскХабаровский крайМВДРоссияБизнескультураПроизводствоПолитикаадминистрацияавиацияПравонарушениетранспортПравительствоприродаобразованиеДТПкинофильмДальний ВостокфлотЖКХрепертуарaldiyevСтихияискусствоТуризмАкцияКонкурсМеждународные отношенияфоторепортажбезопасностьследствиеПраздникНаукарасписаниеКомсомольский районанонсНекрологВооруженные силыотдыхрепостисториявидеоконцертВыставкаэкономикаПарламентЗдравоохранениеТрудКонфликтИнновациистроительствоВизитСМИСолнечный районвыборыСССРЗанятостьАрмиясудостроениеАмурский районКриминалИзобретательствокрасотарелигияавтомотокиносоцзащитаХоббиКалейдоскопархивКакаровНаводнение 2013за рубежомнедвижимостьздоровьеСветловмолодежьтехникаинфраструктуралитератураСилаковСмирноваПроисшествиеРомановаКитаеваСедыхШалавинаСтепановаСидороваКарчевскаяВоронинаТимофеева